Информационный медицинский портал
Все о здоровье человека.
Справочник болезней и способы лечения.

 
советуем посмотреть

Отложите букварь и займитесь играми

Автор: admin от 15-10-2010, 20:16
 (голосов: 0)
До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители засаживают будущих первоклассников за букварь. Готов ребенок к школе или нет, они определяют по тому, умеет ли он читать и считать. Что такое готовность к школе на самом деле, и какие требования школа предъявляет к первоклассникам, рассказывает Надежда Михайловна ЗЫРЯНОВА, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по тому:

1. Есть ли у него желание учиться?
КАК ЭТО УЗНАТЬ?

Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.
Один говорит: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил.
Второй: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился.
Третий: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть.
Четвертый: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
Пятый: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь.
А шестой: Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.

А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?
КАК ЭТО УЗНАТЬ?

Есть такая игра: Да и нет не говорить, черное и белое не называть. Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: Ты любишь шоколад?, Какого цвета мороженое?. Он должен отвечать, не говоря слов да и нет, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.

Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. Развита ли у него речь? Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).
КАК ЭТО УЗНАТЬ?

Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7.

По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух? Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.
КАК ЭТО УЗНАТЬ?

Поиграйте в игру Назови лишнее слово. Вы выбираете какое-то слово, например, гора. Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра — Назови звуки. Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: свет (оба звука согласные), корма (первый звук согласный, последний гласный), индюк (первый звук гласный, последний согласный), езда (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием Раздели слово. Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: корова, кадушка, лепешка, караван…


5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…
КАК ЭТО УЗНАТЬ?

Попросите его закончить предложения: Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…, Прошел дождь, поэтому… и т.д.

В игре Четвертый лишний ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.

Игра Аналогии поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: день-ночь, лето -? (зима); часы — время, градусник — ? (температура), глаз — зрение, ухо — ? (слух).

Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

6. Достаточно ли у него развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.
КАК ЭТО УЗНАТЬ?

По тому, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами. Насколько успешно способен перерисовывать узоры, геометрические фигуры…

***
Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если таких навыков нет — отложите букварь и займитесь развивающими играми.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 



Яндекс.Метрика


 
 
< ?php